С 10 марта 2022 года Правительством Российской Федерации введен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий до конца текущего года, а также установлены иные особенности для муниципального контроля.
На официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление).
Указанным Постановлением устанавливаются:
- ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- процедура продления сроков исполнения предписаний;
- особый порядок возбуждения дел об административных правонарушениях.
Следует отметить, что Постановление не выделяет особенности в отношении разных категорий контролируемых лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и одинаково распространяется на всех.
Постановление вступило в силу в день его официального опубликования, то есть с 10 марта 2022 года.
Рассмотрим основные моменты подробнее:
1. В отношении плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) вводится запрет на их проведение и, одновременно, установлены исключения для некоторых видов государственного контроля (надзора) о возможности проведения КНМ.
Вместе с тем, исключений для муниципального контроля не установлено, что означает полный запрет проведения плановых КНМ в 2022 году для всех видов муниципального контроля.
2. Внеплановые КНМ проводятся в исключительных случаях:
- при условии согласования с органами прокуратуры;
- без согласования с органами прокуратуры;
- с извещением органов прокуратуры некоммерческих организаций.
Так, например, для муниципального контроля применимы только случаи «при условии согласования с органами прокуратуры» и «без согласования с органами прокуратуры».
Случаи «с извещением органов прокуратуры некоммерческих организаций» для муниципальных видов контроля не применимы.
Вместе с тем, если основанием для проведения внепланового КНМ для объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, опасных производственных объектов I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса опасности являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового КНМ незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры.
3. В целях реализации рассматриваемого Постановления Правительства Российской Федерации необходимо провести комплекс мероприятий:
- в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления в отношении КНМ, дата начала которых наступает после вступления в силу Постановления и проведение которых не допускается принять единое решение об их отмене;
- в срок не более 10 дней со дня вступления в силу Постановления сведения о завершении таких КНМ по причине их отмены внести в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.
Издание дополнительных приказов, решений не требуется;
- не допускается проведение внеплановых КНМ, которые начаты, но не завершены до момента осуществления действий, предусмотренных абзацем ниже (то есть пунктом 7 постановления (за исключением КНМ, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным постановлением));
- завершить в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления КНМ, проведение которых не допускается в соответствии с постановлением и не завершенные на день вступления в силу постановления путем составления акта КНМ с внесением сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.
В этом случае установлено одно исключение: в случае, если в ходе КНМ были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Однако выдача предписаний по итогам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
4. В отношении уже выданных предписаний до вступления в силу Постановления:
- срок их исполнения продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица;
- контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный орган не позднее предпоследнего дня срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
5. Установлены особенности привлечения к административной ответственности.
Уполномоченное должностное лицо контрольного органа на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно «при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности».
Данные особенности не распространяются на случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.